Украинская Служба безопасности (СБУ) опубликовала видео, на котором бойцы ЦСО «А» с помощью зенитного FPV-дрона уничтожили российский разведывательно-ударный беспилотник «Орион». Это стало первым подтверждённым случаем поражения тяжёлого БПЛА класса MALE (Medium Altitude Long Endurance) с помощью компактного и дешёвого дрона-камикадзе.
Ранее аналогичным образом был уничтожен и другой российский тяжёлый БПЛА — «Форпост-Р». Оба поражения демонстрируют глубокое изменение баланса сил в воздушной войне и поднимают вопрос: как дешёвым дронам удается уничтожать технику за миллионы долларов?
FPV-дроны, использующие принцип прямого визуального управления через камеру, давно доказали свою эффективность на уровне тактических ударов по бронетехнике. Однако их трансформация в «зенитные перехватчики» стала новым этапом. Созданные украинскими инженерами и волонтёрскими группами эти дроны получили специальную настройку на перехват воздушных целей. Это означает усиление системы видеонаведения, улучшение аэродинамики, высокоточную взрывчатую начинку и автономные системы наведения на уязвимые элементы цели.
Зенитный FPV-дрон работает по следующему принципу: оператор, отслеживая воздушную цель с земли в реальном времени, направляет дрон на траекторию сближения. Задача — попасть в наиболее уязвимые участки воздушного аппарата: антенны связи, носовой отсек с системами управления, рулевые поверхности или крепления крыла. Минимальный заряд при точном попадании способен вывести из строя даже крупную беспилотную систему.
Уничтоженный российский «Форпост-Р», был разведывательным беспилотником весом около 500 кг и стоимостью до $7 млн. Он был поражён украинским зенитным FPV-дроном на высоте до 4 км — оператор навёл дрон точно в уязвимую часть аппарата, в результате чего тот потерял управление и упал. Этот случай был первым в истории, когда FPV-дрон уничтожил цель такого масштаба в воздухе.
Ещё более показательным стал удар по «Ориону» — современному российскому разведывательно-ударному беспилотнику разработки компании «Кронштадт». Этот БПЛА класса MALE способен находиться в воздухе до 30 часов, летать на высоте 7–8 км и нести более 200 кг вооружения, включая управляемые бомбы КАБ-20, КАБ-50, УПАБ-50 и ФАБ-50.
Он предназначен для глубинной разведки и нанесения ударов, является аналогом турецкого Bayraktar TB2. На опубликованном СБУ видео видно, как FPV-дрон точно поражает носовую часть «Ориона» — участок, где расположены ключевые элементы управления и навигации. После попадания БПЛА теряет устойчивость и уходит в неуправляемое снижение.
Это первый известный случай уничтожения «Ориона» с помощью зенитного FPV-дрона, и, вероятно, первый вообще, когда такая цель была уничтожена в воздухе малым дрон-камикадзе.
Почему эти случаи имеют глобальное значение? FPV-дроны стоят в разы дешевле своих целей — от нескольких сотен до пары тысяч долларов. А поражают технику, чья стоимость измеряется миллионами. Их массовое производство и гибкость применения делают их крайне опасным оружием. Это — асимметричный ответ на дорогостоящие системы противника. Их эффективность на фронте уже привела к активному копированию украинских решений.
В условиях современной войны, где дорогостоящая авиация и беспилотники уязвимы для компактных, точных и доступных по цене решений, украинские зенитные FPV-дроны становятся одним из главных технологических прорывов. Они не просто контролируют воздушное преимущество противника — они меняют саму философию воздушной войны, открывая эру микро-ПВО, где любой тяжёлый БПЛА может стать добычей для летающего боеприпаса стоимостью в несколько сотен долларов.